Формирование ребенка-читателя в начальной школе
Надежным условием формирования умения читать является постоянное увеличение книжного окружения и непосредственная деятельность под руководством учителя, который хорошо владеет методикой читательской культуры.
Учителю не надо бояться дать детям свободу в выборе книги для чтения, но, вместе с тем, и не пускать эту работу на самотек. Так, на подготовительном этапе (1 кл.) педагог берет на себя все виды речевой деятельности. Он готовит учеников к слушанию, сам читает и организует осознание прослушанного. Учащиеся выполняют короткие игровые, знакомые и близкие им действия, используя конструкторы для мальчиков, подражают учителю.
То есть, читательская самостоятельность формируется по инициативе учителя, приучает первоклассников всматриваться, вчитываться, запоминать, находить знакомо и похожее. Все это будет способствовать формированию посильной читательской деятельности, постановке и ответам на следующие три основных вопроса:
— Знакома мне эта книга?
— О чем она мне может рассказать?
— Найду ли я в ней знакомые и любимые мне сказки, стихи, рассказы?
