Вторник 23 Июнь 2015 14:30

По старому тракту

В названиях некоторых радиальных улиц Минска сохранилось устаревшее ныне слово „тракт”, которое придает им старинное звучание: Логойский тракт, Староборисовский, Долгиновский, Сморговский. Раньше трактом назывались широкие, относительно благоустроенные колесные дороги, связывавшие населенные пункты. Имя они получали от городов и сел, в сторону которых были направлены. Один из таких путей – Старовиленский тракт – начинался на Сторожевке и шел далее через Семков Городок и Радошковичи на Вильно. Со временем он утратил свое значение, а некоторые его участки стали непроезжими. И сейчас только название городской улицы напоминает о старой дороге.

г. Минск – д. Зацень – д. Семково – д. Лабенщина – г. Заславль (схема 2)
Заславль
Протяженность – 30 км. Пешеходный, тренировочный
Первый километр по тракту лучше проделать в трамвае. Дальше от разворотного кольца станции „Минское озеро” двинемся пешком к ул. Нововиленской (200 м к западу), которая за городом превращается в проселок. Три километра идем на СЗ до д. Зацень – первого селения на пути. В деревне переходим речку Дну, а еще через 1,5 км – кольцевую автодорогу. Теперь маршрут идет опушкой леса. Справа – по другую сторону сухой лощины — тянутся дачи. Среди разноцветных домиков можно заметить скромный обелиск на могиле, где захоронены безвестные советские солдаты, защищавшие эту землю в июне 41-го.

Сухой песчаный проселок ведет дальше. Движения здесь почти никакого, лишь изредка пропылит одиночный грузовик. У д. Приморье перейдем шоссе Колодищи — Заславль. Отсюда Старовиленский тракт реконструирован. Через 1,5 км бетонная лента дороги приводит в Семков Городок. В центре деревни на кладбище расположен Троицкий костел (XIX в.). Деревянные перекрытия его рухнули, сохранились только каменные стены.

За деревней дорога сбегает в низину, а перебравшись на правый берег Вячи, снова поднимается наверх. С правой стороны видны руины церкви, разрушенной артиллерией в первую мировую войну. В конце подъема – распутье: на север уходит гравийная дорога, а тракт резко поворачивает на запад.

В скором времени, перед д. Семково, тракт спускается к р. Чернавке. Переходить ее не станем, а от моста двинемся левым берегом навстречу течению. Речка петляет в зарослях ивы и ольхи. В километре впереди на другом берегу высится покрытый деревьями склон холма. Перебравшись через речку у его подножия, окажемся у аллеи. Пройдем между рядами вековых деревьев до конца и остановимся перед старинными постройками. Эти здания составляют центр Семковского уса-дебно-паркового ансамбля ХУШ в. Парк создан по принципу четкой, так называемой регулярной планировки, что не помешало сохранить природную привлекательность местного холмистого ландшафта. Когда-то здесь был фонтан — редкость в белорусских поместьях. Ныне парк изрядно запущен, да и усадебный дом утратил былую красоту.

Читайте также:   Свислочь – основная водная артерия Минска

Сейчас на территории бывшей усадьбы находится Семковская школа-интернат. Ребята знают о подвиге партизан бригады „Штурмовая”, которые э 1944 г. вывезли отсюда, спасая от фашистов, 274 воспитанника детского дома.

В д. Семково бывал Янка Купала. Зимой 1905-1906 гг. молодой поэт работал на местной винокурне.

После осмотра усадьбы поднимемся от реки вверх, где попадем на Виленский тракт. Шагаем по нему еще 1,5 км, а у д. Аронова Слобода покинем старинный путь. От автобусной остановки, оставляя слева стеклянные ряды теплиц, полевой стежкой повернем на ЗЮЗ к д. Селец (2 км). Сомневаться в правильности пути не придется — высоченный геодезический знак возле деревни виден издалека. Перед ним протянулась шеренга старых лип, хорошо заметная уже на подходе. По этой аллее стоит пройти до конца, чтобы с холма полюбоваться чудесным видом на Заславское водохранилище и Минск.

За д. Селец по хорошей дороге идем на ЗСЗ. Вскоре начинается длинный спуск в широкую долину. С левой стороны видна д. Лабенщина, и сразу за ней – геодезический знак. Путь к нему лежит через поле, по тропке. Если рискнуть забраться на верхнюю площадку пирамиды, то глазам предстанет замечательная панорама. С одной стороны — пересеченная местность, по которой группами разбросаны деревенские хаты, чередующиеся с пятнами перелесков, с другой – недалекий уже Заславль и простор Минского моря.

Чуть в стороне от вышки есть небольшой карьер. От него держим путь через лес на запад по неширокой дорожке. Через 200 м, перед выходом на большую дорогу, приостановимся. Здесь по левую сторону находится один из наиболее изученных археологических памятников Минщины – городище Лабенщина. Раскопки показали, что люди поселились в этих местах еще до нашей эры. Взойти наверх по крутому двадцатиметровому склону, преодолевая при этом чащобу, нелегко.

С высоты сквозь плотную завесу ветвей проглядывает низина ручья Криница. Немного левее ее перекрывает насыпь автомагистрали Заславль – Радошковичи. Спустившись в долину и перейдя шоссе, продолжны маршрут вдоль ручья. От шлюза повернем налево и двинемся в южном направлении. Из леса темными бойницами смотрит артиллерийский дот — один из многих в предвоенной линии обороны. У первых домов Заславля свернем с дороги вправо и, перейдя по мосткам канал, выйдем к станции Беларусь.

Где вы будете отдыхать (отдыхали) в 2016 году?

Смотреть результат

Loading ... Loading ...

Подписка на новые посты через e-mail адрес:

Сулекская писаница в Хакасии
Мыс Меганом (Крым) - место покрытое тайнами
Мир сафари: Найроби (Кения)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2016: Блог "Сан-Экспо"